Обязательный претензионный порядок
Обязательный претензионный порядок или досудебный порядок урегулирования спора необходим в случаях, предусмотренных законом или договором. На это указывают положения ст.4 АПК РФ, ст.132 ГПК РФ, ст.4 КАС РФ.
Однако стоит обратить внимание на то, что с 1 октября 2019 года нельзя обратиться в суд, если не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный законом. Таким образом, договорный претензионный порядок соблюдать не обязательно.
Претензионный порядок не нужен
Претензионный порядок, досудебный порядок урегулирования спора не нужно соблюдать в следующих случаях, при рассмотрении дел:
— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
— о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
— о несостоятельности (банкротстве);
— по корпоративным спорам;
— защите прав и законных интересов группы лиц;
— приказного производства;
— связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
— о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Последствия несоблюдения претензионного порядка
Если установленный законом обязательный претензионный порядок не соблюден, то поданное исковое заявление подлежит возвращению судом ст.129 АПК РФ, ст.135 ГПК РФ, ст.129 КАС РФ. Если же исковое заявление было принято, то при несоблюдении обязательного претензионного порядка урегулирования спора, оно подлежит оставлению без рассмотрения.
Обязательный претензионный порядок
Действующим законодательством предусмотрен обязательный претензионный порядок в следующих случаях.
1.При разрешении споров о взыскании обязательных платежей и санкций. Исковое заявление о взыскании обязательных платежей может быть рассмотрено судом, только после неисполнения требования об оплате в срок, указанный в таком требовании.
2.При взыскании налогов и сборов с физических лиц. Досудебный порядок урегулирования спора, заключается в обязательном направлении требования с указанием срока внесения платежа.
3.При взыскании налоговых санкций (штрафов, пеней) с физических лиц, а также с юридических лиц, взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
4.Досудебный порядок урегулирования спора необходимо соблюдать и при оспаривании актов налоговых органов, действий, бездействия их должностных лиц. Обязательный претензионный порядок заключается в обжаловании в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ. Заявление в суд может быть подано по истечении месяца со дня подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
5.Обжаловать решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в судебном порядке, можно только после обжалования в вышестоящий регистрирующий орган по истечении пятнадцати дневного срока с даты получения жалобы вышестоящим органом.
6.Споры при заключении договора в обязательном порядке, при изменении, расторжении договора подлежат судебному рассмотрению по истечении 30 дней со дня получения оферты или неполучения ответа в срок, указанный в претензии. В случае спора об изменении и расторжении договора, срок ответа на претензию может быть изменен путем внесения соответствующих положений в договор или путем указания срока в самой претензии.
7.Расторжение договора аренды подлежит судебному рассмотрению только после направления соответствующего требования, которое должно быть исполнено в разумный срок. Согласно ст.314 ГК РФ если срок ничем не установлен, то обязательство должно быть исполнено в течении семи дней. Однако, учитывая специфику претензионного порядка, необходимо исходить из расчета 30 дней.
8.Расторжение договора найма и выселение.
9.Изменении, расторжении соглашения об уплате алиментов.
10.Расторжение договора банковского счета. Спор передается в суд по истечении месяца со дня предупреждения.
11.Защита прав потребителей финансовых услуг. Обратиться в суд можно в течении 30-ти дней после вступления в силу решения финансового уполномоченного.
12.Заключение государственного или муниципального контракта, заключение договора поставки для государственных или муниципальных нужд. Законом предусмотрен тридцатидневный срок.
13.Выплаты по договору ОСАГО. В зависимости от специфики спора, законом установлены сроки 10 и 20 дней.
14.Споры, вытекающие из грузоперевозок, авиаперевозок, ж/д перевозок груза, почты, пассажиров, перевозок морским, водным транспортом. Претензионный срок составляет 30 дней.
15.По договорам об оказании услуг связи. В зависимости от специфики спора, законом установлены сроки 5 и 30 дней.
16.О качестве туристского продукта (претензии туроператору). Предусмотрено 10 дней на рассмотрение претензии.
17.При нарушении исключительных прав, о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования непрерывно в течение 3 лет. Срок установлен в 30 дней.
18.В сфере стандартизации об отклонении проекта предварительного национального стандарта.
19.В области физической культуры и спорта.
20.Разногласия в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Как соблюсти досудебный порядок урегулирования спора
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора заключается не только в самом факте направления претензии в сроки, установленные законом, но и в самом содержании претензии. При неправильном формулировании своего требования в претензии, суд может посчитать порядок несоблюденным.
Также, важным этапом урегулирования спора, является направление требования по правильному адресу. В случае направления требования по неверному адресу, суд также может признать порядок несоблюденным.
Кроме того, в законодательстве предусмотрены сроки направления соответствующей претензии, а нарушение этих сроков может привести к утрате судебной защиты.